Свое мнение о нынешней системе страхования сельхозрисков высказывают президент "Национальной страховой гильдии" Ирина Алехина, первый заместитель генерального директора "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров, начальник отдела андеррайтинга страхования сельскохозяйственных рисков компании "Россия" Андрей Христенко и заместитель директора центра комплексного страхования финансовых рисков "РОСНО" Леонид Голованов.
ПРАЙМ,
27 июня 2005 г.
Устраивает ли вас существующая система страхования сельхозрисков, какой она должна быть? 1426 просмотров
Ирина Алехина, президент Национальной страховой гильдии: Сельскохозяйственное страхование редко в какой стране осуществляется удачно. И вызвано это не только некорректной формой, принятой в государстве, но и необходимостью отделения страхового риска от бесхозяйственности. В современной России ситуация осложняется тем, что не отлажена система финансирования. Ситуация, когда посевная закончилась, а государство не выделило средств на субсидирование страховых взносов крестьян, не может привести к положительному результату. Страховые компании не должны кредитовать государство, поэтому они просто уходят из этого сектора рынка. Кроме того, страхование сельхозрисков - крайне рискованный вид страхования, потому и достаточно дорогой - ставка достигает 12 проц. Отказ от государственных дотаций на сельхозстрахование, или постоянная задержка субсидий фактически сводит на нет этот вид. К сожалению, среди сельхозпроизводителей лишь ничтожно малая часть готова и способна потратиться на страхование урожая. В числе реальных страхователей, в основном, крупные тепличные хозяйства с высокой рентабельностью. Еще одной серьезной проблемой для страховщиков является наличие большого числа регионов, где вероятность наступления страхового случая крайне велика. Работать в таких районах могут только компании с широким территориальным охватом, чтобы перекрыть потер, допустим, в Ростовской области сборами в Черноземье. На мой взгляд, для реального подъема сельскохозяйственного страхования необходимо сделать следующие шаги: во-первых, законодательно установить даты выделения субсидий на страхование, создать резервный фонд, который сможет в случае необходимости покрывать сверхплановый ущерб страховщика, ну и, наконец, вести активную разъяснительную политику среди сельхозпроизводителей о необходимости страхования своих рисков.
Дмитрий Маркаров, первый заместитель генерального директора "Росгосстраха": В целом система правильная, но воплощение ее на практике не слишком удачно. Я вижу две основные проблемы. Первая - тарифы были рассчитаны специалистами страховых компаний на основе баз данных "Росгосстраха", накопленных за десятилетия, данных страховщиков в последние годы, и Росгидромета. Разумеется, к этой работе были привлечены и сотрудники Минсельхоза. Страховщики - члены сельскохозяйственного пула разработали для клиентов различные варианты покрытия с различным участием страхователя в риске, иначе говоря, с франшизой. Наши предложения мы передали в Минсельхоз, однако непонятным образом величина тарифа, предложенная нами, осталась, а франшиза исчезла. Страхователи теперь в недоумении - страховщики твердят им о франшизе, а в приказе Минсельхоза этого нет. Вторая проблема - не устранены все возможности для проведения серых схем.
Андрей Христенко, начальник отдела андеррайтинга страхования сельскохозяйственных рисков ОСАО "Россия": В сельском хозяйстве страхование урожая сельскохозяйственных культур занимает ведущее место в системе имущественного страхования, его доля превышает 90 проц всего объема рисков, что говорит о его актуальности и востребованности. Ввиду недостатка у сельскохозяйственных организаций средств, начиная с 1993 г, стала применяться государственная поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур. В прошедшем году ведущие страховые компании России, имеющие большой опыт практической работы по страхованию урожая, неоднократно рассматривали вопросы совершенствования страховой защиты сельхозтоваропроизводителей и направляли в Министерство сельского хозяйства РФ соответствующие предложения, но многие из них так и не были учтены при подготовке порядка и условий страхования урожая 2005 года. Я бы выделил несколько основных проблем, которые на сегодня имеют место в страховании урожая с использованием субсидий для компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур: 1. В настоящее время Порядок субсидирования утверждаются ежегодно, что затягивает его принятие и усложняет организацию страхования урожая, рассчитанную на длительный период. Так договоры страхования озимых культур урожая 2005 г, которые заключались с осени 2004 г, не имели до апреля 2005 г порядка, в соответствии с которым они должны были заключаться. В связи с этим, целесообразно установить, что Порядок субсидированного страхования утверждается без ограничения сроков его действия, а его изменения производятся до начала работ по заключению договоров страхования урожая под урожай соответствующего года. 2. Новый Порядок предоставления субсидий сократил перечень культур при страховании которых предоставляются субсидии по сравнению с ранее действовавшим 758 Постановлением правительства РФ. Необходимо расширить перечень сельскохозяйственных культур, при проведении страхования урожая которых предоставляются субсидии за счет овощных и бахчевых культур, многолетних насаждений, виноградников, картофеля, кормовых культур. Это позволит повысить уровень страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей. 3. Отсутствует механизм эффективного взаимодействия при решении существующих проблем в страховании сельскохозяйственных рисков между Министерством сельского хозяйства РФ и страховыми компаниями.
Леонид Голованов, заместитель директора центра комплексного страхования финансовых рисков "РОСНО": В 2004 г были приняты первые шаги по изменению малоэффективной системы страхования в АПК с участием государства. Так, было четко определено, что субсидии государства будут предоставляться только при страховании случаев гибели и повреждения сельскохозяйственных культур в результате опасных для сельскохозяйственного производства гидрометеорологических явлений. Новацией стал порядок предоставления субсидии сельхозпроизводителю. Если до 2004 г субсидию получала страховая компания, то теперь ее получает сельхозпроизводитель напрямую после заключения договора страхования и уплаты из собственных средств начисленной страховой премии. Страховые компании в этом случае получают 100 проц страховых взносов, необходимых для формирования страховых резервов для возмещения убытков возникших от страховых случаев. Однако многие предложения страховщиков по совершенствованию системы страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой до сих пор не нашли отражения в нормативных документах Минсельхоза. Представляется целесообразным отказаться от субсидирования страховых премий и перевести государственную поддержку в плоскость бесплатного для сельхозпроизводителя перестрахования доли рисков, установленной в зависимости от размера предусмотренных государством субсидий. При такой схеме государственные средства будут поступать сельскохозяйственному товаропроизводителю только при наступлении опасных природных явлений /стихийных бедствий/, приведших к недобору урожая на условиях, регламентированных государством, т.е. помощь получит тот, сельхозпроизводитель, который в ней действительно нуждается. Для удовлетворения потребностей наибольшего числа сельскохозяйственных товаропроизводителей следует ввести систему, дающую возможность устанавливать различные уровни страхового покрытия в зависимости от потребностей и финансовых возможностей страхователей. Можно также снизить тарифы на страховые услуги до 1 проц, от суммы обязательств страховщика, но для этого необходимо желание ответственных работников заинтересованных министерств и ведомств и исполнительская дисциплина. Сейчас размер страхового взноса для сельхозпроизводителей с учетом всех рисков находится в пределах 8 проц от страховой суммы. Отвлечение таких средств, в период посевной кампании, является ощутимым для многих хозяйств и снижает их заинтересованность в страховании. Снижение размера страхового взноса возможно путем введения нескольких уровней франшиз и эффективной системы государственного перестрахования рисков. Ни в одном государстве страховые компании не покрывают 100 проц рисков при страховании урожая. Страховое покрытие при минимальной стоимости страхования в сочетании с эффективным механизмом расходования государственных средстви позволяет защитить сельскохозяйственных товаропроизводителей от разорения при значительной гибели выращиваемого урожая от стихийных бедствий. Установленные Минсельхозом ставки для расчета субсидий и страхового тарифа не отражают действительную частоту наступления опасных природных явлений. Предоставление страховым компаниям права устанавливать страховой тариф в меньшем размере, чем ставка для расчета субсидии, позволило бы наиболее полно учесть интересы страхователей и повысило эффективность использования государственных средств. Необходимо было бы определить в нормативных актах понятные критерии опасных для сельскохозяйственного производства гидрометеорологических явлений для применения страховщиками при установлении факта страхового случая. Важным моментом в развитии страхования урожая должно также стать определение порядка получения и применения страховыми организациями и страхователями гидрометинформации и государственного контроля за ее объективностью.
Вся пресса за 27 июня 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 сентября 2024 г.
|
|
ComNews.ru, 18 сентября 2024 г.
Страховые компании потратили каждый десятый рубль на развитие ИТ, но внешним разработчикам отдали только треть проектов
|
|
Российская газета онлайн, 18 сентября 2024 г.
Минфин предложил страховщикам собрать 250 млрд руб. полисами ДСЖ в 2025 году
|
|
ТАСС, 18 сентября 2024 г.
Минфин рассчитывает на принятие налоговых стимулов ДСЖ в осеннюю сессию ГД
|
|
Финмаркет, 18 сентября 2024 г.
Рост общих сборов российских страховщиков в 2024 году ожидается в диапазоне от 5% до 15%
|
|
ComNews.ru, 18 сентября 2024 г.
НСИС перешла на российское ПО в управлении проектами и работе с обращениями
|
|
Право.Ru, 18 сентября 2024 г.
«Ингосстрах» выиграл спор с зарубежными страховщиками на $2,7 млн
|
|
Коммерсантъ онлайн, 18 сентября 2024 г.
Сборы российских страховщиков жизни в первом полугодии увеличились на 42,2%
|
|
Финмаркет, 18 сентября 2024 г.
Российские страховщиков жизни в 1-м полугодии увеличили сборы на 42,2%, выплаты на 11,6%
|
|
Российская газета онлайн, 18 сентября 2024 г.
Опрос: страховщики ожидают роста рынка в пределах 10%
|
|
ПРАЙМ, 18 сентября 2024 г.
В РФ ввели порядок получения лицензии УК для долевого страхования жизни
|
17 сентября 2024 г.
|
|
Комсомольская правда-Волгоград, 17 сентября 2024 г.
В Волгограде фирма выплатила страховщикам 7 млн за автоподставы
|
|
5 колесо, 17 сентября 2024 г.
Названа реальна стоимость каско в России: вот что говорят сами автовладельцы
|
|
МедиаРязань, 17 сентября 2024 г.
Рязанские водители при европротоколе выбирают деньги
|
|
Волгоградская правда, 17 сентября 2024 г.
В Волгограде автоподставщик возместит страховой компании 7 млн рублей
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 17 сентября 2024 г.
ОСАГО - на водителя: в Госдуме предложили отвязать «автогражданку» от машины
|
|
Заполярная правда, Норильск, 17 сентября 2024 г.
Более 570 автовладельцев Красноярья воспользовались дистанционным урегулированием убытков по ОСАГО
|
|
cbr.ru, 17 сентября 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
 Остальные материалы за 17 сентября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|